
Что такое диссоциация, а также симптомы ее возникновения? Примеры диссоциации в практике. Типы диссоциативного расстройства: когда пора бить тревогу? На эти и другие вопросы отвечает клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова.
Замечала ли ты, что, читая книгу, не помнишь то, что только что прочла? Или ушла в себя, не замечая, что «зависла»? А может быть ты говоришь о себе в третьем лице? Или, однажды попав в серьезную для жизни и здоровья ситуацию (операция, авария, шок, насилие), наблюдала за собой как будто бы сверху или со стороны? Все это примеры диссоциации, только в разных степенях сложности.
Диссоциация и ее симптомы
Диссоциация — это один из видов психологической защиты, при котором человек испытывает чувство оторванности от реальности, своих чувств, своего сознания и тела. Диссоциация подобна «анестезии»: если случилась невыносимая боль или человек находится в длительном эмоциональном напряжении, мозг «выключает» эту чувствительность, чтобы окончательно не «перегореть» и сохранить жизнедеятельность.
Термин «диссоциация» был предложен французским психологом и врачом П. Жане, еще в конце XIX века. Жане заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания, и человек живет как будто оторванный от реальности.
Диссоциация, с одной стороны, помогает выжить, особенно когда невыносимо, а с другой — может стать причиной искаженного восприятия себя, реальности, других людей, а в некоторых сложных случаях — и психическим заболеванием.
Симптомы диссоциации:
- Соматические симптомы: необычные головные боли, особенно после стрессовой ситуации, невосприимчивость или даже анафилактические реакции на психофармакологию, антибиотики;
- Проявление внутреннего расщепления: попеременная идеализация и обесценивание значимых людей;
- Нерешительность, тревожность, саботаж собственных мотивов и решений;
- Нарушения памяти: «провалы в памяти», забывание имен, лиц, разговоров, даже если они были 2 минуты назад;
- Снижение или исчезновение болевой чувствительности, отсутствие понимания чего сейчас хочется на самом деле;
- Забывание или утрата навыков, даже очень хорошо отработанных ранее. Например: игра на музыкальных инструментах, управление машиной и т.д.
- Судороги вплоть до эпилептического припадка, внезапные и неконтролируемые обмороки;
- «Зависание», временное отключение от реальности, где человек не слышит и не воспринимает окружающую действительность, застревая на одной точке;
- Человек не имеет уверенного представления, кто он, может при этом иметь несколько различных идентичностей;
- Говорит о себе или других в их присутствии в третьем лице;
- Часто, после пережившего сильного потрясения, аварии, операции, насилии, несчастного случая, приступа апноэ, человек может утверждать, что он видел себя со стороны, передвигался по «световому туннелю», «был в раю» и его не пустили, выходил из собственного тела, а потом вновь возвращался;
И это лишь малый список примеров диссоциации, которые люди называют, приходя на прием. Зачастую они и не подозревают у себя диссоциацию или диссоциативное расстройство, а между делом рассказывают ее симптомы.

Примеры диссоциации в практике
В практике это выглядит так: человек, приходя на прием, может жаловаться на: я сплю, но не высыпаюсь; я все понимаю, но как будто не могу ничего изменить; не могу сконцентрироваться, часто ленюсь или плохо запоминаю; я как будто бы не я; не получаю удовольствия от еды, близости, массажа; не чувствую боли; я не умею плакать, я вообще не плачу; моя жизнь проходит мимо меня, и так далее.
Есть целый ряд терапевтических сценариев проявления диссоциации, приведу некоторые из них:
- В ходе терапии люди часто сталкиваются с запретом или сложностью выражать свои эмоции, но как только я предлагаю попробовать выразить накопившееся через обидчика (третье лицо), которого они должны спародировать, все запреты слетают моментально. Здесь впервые человек замечает свою диссоциацию, отчетливо видит и осознает свою подавленность, зависимость, бессилие.
- Другой пример диссоциативного поведения — обезличивание ответственности. Клиент/пациент стремится говорить о своих поступках: «Ну так вышло», «Оно само, я не со зла», «Я вроде и не собирался». Или, наоборот, начинает анализировать с позиции внешнего наблюдателя: «Он тогда чувствовал, что ему страшно», вместо прямого: «Я боюсь/боялся».
А также: ребенок, которого никто не замечал, учился «исчезать»; женщина, которую постоянно унижали, стремится ничего не чувствовать; мужчина, выросший под гнетом «быть сильным/мужчины не плачут», ничего не чувствует, кроме неуемной агрессии и постоянного раздражения. И это лишь малая часть примеров диссоциации.
Типы диссоциативного расстройства: когда пора бить тревогу?
Диссоциация — это прежде всего защитный механизм. И если эта «анестезия» срабатывает в моменты адекватной защиты, а после сознание приходит в норму, то расстройством данное мероприятие не является. О расстройстве можем говорить тогда, когда диссоциация становится постоянной спутницей в жизни человека, преследуя его в расщеплении сознания и тела, образа себя, соматическими и психосоматическими реакциями, когнитивными искажениями, появлении ПТСР, галлюцинаций, желанием уйти из жизни. Если речь идет уже о расстройстве, то, помимо психотерапии, может понадобиться и фармподдержка/лечение, госпитализация.
Существует три основных вида диссоциативного расстройства:
- Деперсонализационно-дереализационный синдром — это когда мир кажется нереальным, люди и вещи кругом могут казаться безжизненными/туманными.
- Диссоциативная амнезия — потеря ощущения времени и пространства, человек не понимает, где он, и как тут оказался; не может вспомнить информацию о себе или травмирующем событии; Эпизоды могут быть кратковременными, так и длиться годами.
- Диссоциативное-расстройство идентичности — человек с диагнозом ДРИ не осознает свою личность, может ощущать присутствие других субличностей, при этом у каждой личности может быть свой голос, имя, история и манеры, пробелы в памяти о повседневных событиях.
Также у человека с диссоциативным расстройством могут наблюдаться и другие нарушения психического здоровья, такие как: ПТСР, ПРЛ, БАР, депрессия, тревожность, панические атаки, РПП, ОКР, сексуальные дисфункции, суицидальные наклонности и стремление к членовредительству.
Несмотря на тяжесть симптоматики диссоциации, многие люди успешно справляются с имеющейся проблемой, в том числе и с расстройством или способны увести совместно со специалистом болезнь в глубокую ремиссию. В первую очередь, помогающим в этом вопросе инструментом выступает психотерапия. Поэтому если, прочитав материал, ты узнала себя или своих близких, не затягивай обращение к психотерапевту/психиатру. Ведь от своевременного обращения и лечения будет зависеть успешность выздоровления и нормализация уровня жизни.
Автор: Валентина Муханова-Бирюкова, клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог
Фото: Shutterstock